ИШОНХЎЖАЕВА ЗАМИРА РАЙИМОВНА

 

 

 

Анкета – характеристика

на   Ишанходжаеву  Замиру Райимовну

1

Занимаемая должность

Декан

2

С какого времени занимает данную должность

2000

3

Название вуза

НУ Уз им.Мирзо Улугбека.

4

Квалификация

Историк, преподаватель истории

5

Специальность

История Узбекистана

6

Общий стаж работы

37

 

Из них

 

Педагогический стаж

20

Стаж работы руководителем

10

7

Научная степени

Кандидат исторических наук

8

Научная должность

Доцент

 

Количество научных работ

40

Из них

9

Учебников, учебно-методических разработок

7

Научно-методических работ

3

Монографий

-

 

Количество научных работ за последние  3 года

10

10

Тема кандидатской диссертации, год и место защиты

Вклад Узбекистана в освоение нечерноземной зоны РФ (1975-85 гг.), 1997 г. 4 декабря, Ташкент, институт истории АНРУЗ

11

Тема докторской диссертации, год и место защиты

Воздействие политических репрессий на культурные развития Узбекистана (1925-53 гг.)

12

Направление научной деятельности

История культурного развития, экономическое сотрудничество, политическая история Узбекистана, история сотрудничества с европейскими государствами.

13

На какой кафедре ведёт педагогическую деятельность

«История Узбекистана»

14

Читает лекции по предметам:

История Узбекистана , спецкурсы

 

Количество учеников

15

Аспирантов, маг-10

3

-

-

16

Степень владения иностранными языками

 Английский, словарь

17

Прохождение стажировки  или повышение квалификации

МГУ (Москва),  Дания, Копенгагаен, Семинариум, Биллефельдский Университет (Германия).

 

18

Выполняет ли работу в рамках международных грантов или других научных грантов

«Евразия», 2002 (Темпус-Тасис),

 «Тарих» (Темпус-Тасис)

19

Вклад развитие вуза

Открытие направлений бакалавриата: Архивоведение (2003), Археология (2007);

магистратура: «История и теория международных отношений», «Археография», «Архивоведение», «История и теория архивного дела».

Введение в учебный план факультета новых актуальных предметов по истории;

Подготовка на факультете и кафедрах учебной, учебно-методической, научно-методической литературы.

Мастер-классы, филиалы кафедр, проведение занятий на базе  институтов и научных центров АН РУз.

Активное сотрудничество с ВУЗами СНГ и Европы.

20

Оценка педагогической деятельности

Опытный, требовательный педагог. Любит работать с молодёжью. Достижения научных исследований внедряет в учебный процесс. Скрупулезно  работает над собой, вводит новшество в учебный процесс.

21

Оценка руководительской деятельности

Требовательный, опытный, руководитель. Доводит начатое дело до конца. Отзывчива к  чужой беде, справедливая личность

 

Личностные характеристики

22

Сильные стороны

Требовательность к себе к другим, стремительная к новшеству.

Доводить начатое дело до конца.

Справедливость.

 

Слабые стороны

Доверчивость.

23

Увлечение и хобби

Чтение исторических романов, домашние растения, садоводство.

 

Илмий ва методик ишлар

РЎЙХАТИ

Ишлар номи

Нашр этилган ёки қўлёзма

қаерда, қачон нашр этилади

Ҳажми, бет

1

По  законам дружбы и братства

Нашр этилган

Ж. «Сельское хозяйство Узбекистана», 1984, № 7.

0,5

2

Сотрудничество народов Узбекистана и России в освоении Нечерноземья

Нашр этилган

Тошкент, 1995, Кискача  баён

0,3

3

Ноқоратупроқ  ерларни ўзлаштиришда Ўзбекистон Республики билан Россия Федерациясининг ҳамкорлиги хусусида

Нашр этилган

Тошкент, Университет, 1995, баёнлар тўплами

0,3

4

Ўзбекистон тарихи курсидан кўргазмали материаллар

Нашр  этилган

Тошкент, Университет, 1995

0,4

5

Из  истории участия профсоюзов Узбекистана в освоении Нечерноземной зоны  России (1975-1985)

Нашр этилган

Тошкент, 1996 Университет, Тезислар туплами

0,3

6

Участие Узбекистана в  освоении Российского Нечерноземья

Нашр этилган

Экономика и статистика, 1997, № 3

0,5

7

Освоение Российского Нечерноземья посланцами Узбекистана: проблемы и достижения

Нашр этилган

Экономика и статистика, 1997, № 4

0,5

8

Из истории сотрудничества народов Узбекистана и России в освоении Нечерноземной зоны

Нашр этилган

Тошкент, Университет, 1998, илмий маколалар тўплами

0,4

9

На пути к  Центрально-азиатской интеграции

Нашр этилган

Тошкент, 1999

«Проблемы безопасности и прогресса на пороге XXI века» Конференция материаллари

0,5

10

Красный террор и расстрелянные  библиотеки Ташкента

Нашр этилган

УзМУ хабарлари, 2000, №4

0,4

11

Репрессии в Ферганской долине – часть карательной политики  тоталитарного режима

Нашр этилган

 Наманган, 2002, Тарих ва  тақдир: “Фарғона  водийси тарихини тадқиқ этиш  муаммолари”, Республика илмий амалий анжуман материаллари, 2  китоб.

0,1

12

Политические ярлыки - орудие тоталитаризма

Нашр этилган

Андижон, 2001 Ўзбек  халқи  миллий озодлик ҳаракатининг тарихий муаммолари, Ўзбекистон Республикасининг мустақилликка  эришиши ва ютуқлари (1867-2001 йиллар) мавзусидаги   Республика илмий-назарий конференцияси материаллари.

0,2

13

Мирзо Улуғбек номидаги Ўзбекистон Миллий Университети Тарих факультети 65 йиллиги  ва археология кафедрасининг 60 йиллигига бағишланган конференцияси

Нашр этилган

Ўзбекистон тарихи, 2001, № 2

0,2

14

Национальная программа программа подготовки кадров и историческое образование

Нашр этилган

Тошкент, Университет, 2001 Кадрлар тайёрлаш миллий дастури ва  университет таълимининг истиқлоллари ўқув-методик конференция материаллари тезислари.

0,2

15

Рахим Иногамов – жерства тоталитарного режима в Узбекистане.

Нашр этилган

Тошкент, «ФАН», 2002, «Шахрисабз шахрининг жахон тарихида тутган урни». Халкаро илмий конференция маърузалари тезислари.

0,2

16

К вопросу о влиянии репрессивных акций тоталитарной системы на культурно-духовную жизнь Узбекистана

Нашр этилган

Узбекистонда ижтимоий фанлар, 2002, № 5

0,5

17

Об основных этапах карательно-репрессивной политики тоталитарного режима в Узбекистане

Нашр этилган

Ижтимоий-гуманитар ва  иктисодий фанлар муаммолари номли туплам. Карши, 2002

0,1

18

К вопросу об искоренении национального свободомыслия (1920-30 гг.)

Нашр этилган

Ўзбекистонда миллатлараро муносабатлар: тарих ва ҳозирги замон

Илмий –Амалий анжуман материаллари. Тошкент, 2003

0,1

19

О новых подходах к  изучению государственной репрессивной политики периода тоталитаризма в  Узбекистане

Нашр этилган

Государственность Узбекистана вехи развития. Илмий-назарий  анжуман материаллари. Тошкент, 2003

0,1

20

Архивные материалы Узбекистана, как источник для изучения репрессивной политики тоталитарного режима (1925-1941 гг.)

Нашр этилган

Тошкент, 2003 Тарихий манбашунослик муаммолари. Республика илмий-амалий анжумандан материаллар

0,2

21

Репрессии и воспитание антитолерантности в обществе

Нашр этилган

Тошкент, 2003, Бағриканглик жамият барқарорлигининг асоси илмий-амалий анжуман материаллари

0,1

22

Некоторые аспекты  исследования воздействия репрессивных акций советской тоталитарной системы на культурно-духовную жизнь Узбекистана

Нашр этилган

Бишкек, 2002, Вестник Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына, Серия  1, выпуск 2.

0,3

23

Репрессивная практика  командно-административной системы управления, как инструмент деформации народов Узбекистана (1917-1930 гг.)

Нашр этилган

Алматы, 2003, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби, № 3

0,3

24

Маданий-маърифий муассасалар ходимларининг  қатағон қилиниши

Нашр этилган

Тошкент, 2003, “Жамият ва бошқарув” илмий-сиёсий, ижтимоий-иқтисодий маънавий-тарихий журнал, № 3, 2003

0,2

25

История Узбекистана. Учебная программа для  высших учебных заведений (перевод с узбекского)

Нашр этилган

Тошкент, 1998

2,5

26

Ўзбекистон тарихи (талабалар учун қисқача маърузалар матни)

Нашр этилган

Тошкент, Унивекрсите, 1999

2,0

27

Ўзбекистон тарихи. Қайта тўлдирилган иккинчи нашри (ўқув қўлланма)

Нашр этилган

Тошкент, Унивекрсите, 1999

1,5

28

История Узбекистана: из опыта проблемного преподавания по  модельной системе (учебно-методическое пособие)

Нашр этилган

Тошкент, Унивекрсите, 1999

2,0

29

История Узбекистана (Учебное пособие для студентов неисторические специальностей)

Нашр этилган

Тошкент, Унивекрсите, 2002

1,0

30

Карательно-репрессивная политика тоталитарного режима в Узбекистане (20-80-е годы ХХ в.)

Нашр этилган

Тошкент, Унивекрсите, 1999

3,0

31

Подготовка архивных кадров в Узбекистане

Нашр этилган

Москва, 2004. Отечественные архивы. Научно-практический журнал. № 1, 2004

0,2

32

Нака, научная интеллигенция и власть в Узбекистане 40-х -50-х гг. ХХ в.

Нашр этилган

Нукус, 2003 Вестник, Каракалпакской Отделения Академии наук РУз

0,5

33

Кутубхоналар билан «жанг»

Нашр этилган

Тошкент, 2004,  «Хаёт ва конун»,

№ 5  

0,5

34

Время и судьбы Гуляма Зафари

Нашр этилган

Тошкент, 2004 УзМУ хабарлари № 4

0,4

35

Депортированные народы и Узбекистан. Помощь узбекского народа жертвам политических репрессий в годы второй мировой войны

Нашр этилган

Тошкент, 2005 Халқаро илмий –амалий анжуман материаллари 2 қисм

0,3

36

Танқид замиридаги ғараз

Нашр этилган

Тошкент,  2003

«Ҳаёт ва қонун”

№ 1

0,5

37

К вопросу о взаимоотношениях Центра и Среднеазиатских республик: у истоков советского тоталитаризма

Нашр этилган

Тошкент, 2006, Халқаро илмий конференция материаллари

0,5

38

 

 

 

Барҳаёт гуноҳкорлар

Нашр этилган

Тошкент, 2006. Ҳуқуқ ва бурч ижтимоий ҳуқуқий журнал № 4,5

0,5

39

Культурная” политика советского тоталитарного государства и её отражение в Узбекистане (30-е гг XX вв. )

Нашр этилган

УзМУ хабарлари 2006, №4

0,4

40

Принудетильные миграции и урбанизация в 30-х XX в.

Нашр этилган

Ҳалқара илмий амалиёт материаллари.Т., 30-31 март 2007.

0,4

 

 

 

 

 

 

Доц. З.Р.Ишонходжаева, доц. В.Г.Иофе,

 доц. М.С.Исакова (  НУ Уз им. М. Улугбека ).

 

ГОДУ МОЛОДЁЖИ – ШИРОКУЮ ДОРОГУ.

О некоторых направлениях работы исторического факультета НУУз в 2008 г.

 

Поиск путей обновления и совершенствования системы образования в Республике Узбекистан обусловило и кардинальное реформирование ее правовой основы. В истекшем году исполнилось десять лет принятия Закона «Об образовании» и «Национальной программы подготовки кадров» (29 августа 1997г.). Многоступенчатая система подготовки кадров  обеспечивает преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным образовательным программам. Кроме того, она устанавливает неразрывную связь между общим средним и высшим образованием, создав условия для подготовки кадров среднего звена, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

 Изменения происходящие и накапливающиеся во внешней по отношению к системе образования среде, непрерывно выдвигают и обостряют проблему адаптации существующей системы образования и повседневной педагогической практики к динамично меняющимся требованиям развития экономики, науки, техник, технологий, производства, культуры. В осуществлении вышеназванной задачи немаловажное значение имеют и высшие учебные заведения республики, включая НУ Уз. 

Огромное внимание уделяется в независимом Узбекистане  образованию и воспитанию молодёжи – основы будущего нашей республики. Современный Узбекистан –страна , значительная часть населения  которой- молодёжь, может по праву гордиться созданием и реальным воплощение в жизнь таких исторического значения программ по духовному  развитию и просвещению молодёжи, как Национальная Программа по подготовке кадров, создание системы непрерывного обучения, развитие системы музеев, фестивалей и других сторон широкого распространения отечественной и мировой культуры, развития системы социальной защиты  в Узбекистане, обращенных прежде всего к молодому поколению. Поиск путей обновления и совершенствования системы образования в Республике Узбекистан обусловило и кардинальное реформирование ее правовой основы. В истекшем году исполнилось десять лет принятия Закона «Об образовании» и «Национальной программы подготовки кадров» (29 августа 1997г.). Многоступенчатая система подготовки кадров  обеспечивает преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным образовательным программам. Кроме того, она устанавливает неразрывную связь между общим средним и высшим образованием, создав условия для подготовки кадров среднего звена, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

Жизнь непрерывно выдвигает вопросы  адаптации существующей системы образования и повседневной педагогической практики к динамично меняющимся требованиям развития экономики, науки, техники, технологий, производства, культуры. В осуществлении вышеназванной задачи немаловажное значение имеют и высшие учебные заведения республики, включая НУ Уз. 

Новым свидетельством огромного внимания руководства Узбекистана  и лично Президента Республики И.А.Каримова  к развитию, нуждам, проблемам молодёжи является присвоение 2008 году   статуса ГОДА МОЛОДЁЖИ.

Свой вклад в претворение в жизнь огромного значения программ по развитию, просвещение молодежи - нашего будущего – вносит и коллектив исторического факультета Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека. Широко известно то внимание, которое уделяется изучению истории, прошлого нашего народа, её роли в духовном воспитании юного поколения в Узбекистане, неоднократно уделял ей большое внимание и Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов. Сегодня на историческом факультете Национального Университета ведётся подготовка высококвалифицированных специалистов по трём направления – «История»,

 «Архивоведение», «Археология и этнография», на базе которых на историческом факультете организована работа и по многим специальностями магистратуры, в частности по таким, как  «Отечественная история» (История Узбекистана); «Всеобщая (всемирная) история»; «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», « Теория и история международных отношений»;  « Теория и практика архивного дела». «Историко - архивоведение », « Археография», «Археология», «Этнография».

             Важным  элементом организации учебного процесса сегодня, в Год молодёжи, является работа по внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий  (таких как системы:  «Кластер», «Бумеранг». МППО, «Веер»,  учебные игры  «Если бы я» и другие), использования современных технических методов обучения; начата работа по подготовке организаций дистанционного обучения. На факультете при подготовке учебных программ,  при разработке учебных планов большое внимание уделяется  практическим занятиям, организации самостоятельной работы студентов, использованию ресурсов «Интернета».   На факультете подготовлены многие новые учебные программы и планы. Активно участвует коллектив ученых и педагогов факультета в разработке государственных образовательных стандартов. Большое место в организации современного учебного процесса имеет создание филиалов кафедр истфака –например: кафедры истории Узбекистана при Институте истории Академии наук Узбекистана, кафедры источниковедения, архивоведения и специальных исторических дисциплин при Агентстве «Уз архив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан; тесным является сотрудничество факультета с «Академией Маъмуна», с Институтом археологии АН РУз. На базе или с участием факультета не раз организовывались крупные, в том числе с  международным участием конференций,  в т.ч.  по проблемам толерантности, истории узбекской государственности,

По истории создания в Узбекистане, в Ташкенте впервые в мире системы современного электронного телевидения (в чём решающую роль играл работник нашего университета . выдающийся изобретатель Б.П.Грабовский); особенно надо отметить конференцию «Восток-Запад», в рамках которой большое место заняли проблемы истории сотрудничества Узбекистана в с РФ,  участия в ШОС и  ЕВрАзЭС и др. В Год  МОЛОДЁЖИ на факультете уже вторично проводится Республиканская конференция  по проблемам исторического источниковедения, посвященная  90-летию Национального Унверситета (основанного в 1918 году выдающимся деятелем джадидского движения,  замечательным просветителем Муноваром Кори  Абдурашидхановым.).

На историческом факультете проведено укрупнение и объединение некоторых курсов с целью более целенаправленного обучения важнейшим основам исторической науки, избегания дублирования. В то же время на истфаке постоянно идёт процесс обновления специальных курсов, разработки новых, интересных, актуальных направлений. При создании учебных курсов используются и научные разработки учёных факультета, на котором уже ряд лет разрабатывается   общефакультетская проблема «Место и роль Узбекистана в истории мировой цивилизации», в рамках её изучения ведётся разработка кафедральных научных проблем, созданы лаборатории по изучению актуальных вопросов истории независимого Узбекистана. развития межнациональных отношений, создается единственный в Узбекистане центр  изучения истории Европы и Америки,.

            Важную роль в повышении уровня подготовки студентов играет созданный на базе библиотеки истфака Информационно-ресурсный центр. Здесь преподаватели и студенты факультета имеют возможность пользоваться не только учебной и научной литературой ( в том числе созданными и профессорско-преподавательским коллективом факультета учебниками и учебными пособиями, научными разработками), включая  электронные варианты лекций и учебных пособий, ресурсы Интернета.

Большое место на историческом факультете занимают сегодня ознакомительные и производственные практики   (такие как - с учётом направления – архивная, музейная, археологическая, этнологическая, педагогическая, краеведческая, делопроизводственная, археографическая). Уже ряд лет на историческом факультете существует практика работы на основе договоров о сотрудничестве с архивами, музеями, научными и учебными центрами, журналами. В ГОД МОЛОДЁЖИ  число договоров резко увеличилось . Но главное -конечно- не сам факт подписания договора –хотя и это важно –а организация работы на его основе. Давним является сотрудничество  факультета с Гос. Музеем истории Узбекистана, с Гос. Музеем истории Темуридов. С академическими музеями им. С.Х.Сиражиддинова и С.Рахимова при НУ Уз и др. В этом году подписаны договора о сотрудничестве и начата на основе их работа – с академическим лицеем «Интернэшнл Хаус Ташкент», с Академическим Лицеем № 2 УзГУМЯ, с Домами-музеями Мухтара Ашрафи, Тамары Ханум, Урала Тансыкбаева, с Гос. Музеем С.А.Есенина, с Музеем электронного телевидения им. Б.П.Грабовского. В частности, при участии  учёных исторического факультета, был создан и издан на базе Ал №2 УзГУМЯ  впервые Календарь-справочник «Музеи Ташкента- 2008».    В учебной подготовке значительное место занимает и использование материалов действующего на факультете учебного  Археологического музея, отражающие достижения ученых Узбекистана, археологов НУУз,.в изучении материального культуры, богатого прошлого Узбекистана

Важное значение на факультете придаётся научно - и учебно-исследовательской работе студентов. привлечению их к работе во временных творческих коллективах, в грантах; в студенческих научных конференциях  на факультете работает Студенческое научное общество « Ёш тарихчилар».Для одаренных студентов периодически проводятся занятия мастер- классов многими ведущими специалистами факультета (академиком Ю.Ф.Буряковым, проф. Р.Х.Сулеймановым, доц. А.С.Татыбаевым и другими).

Преподаватели, аспиранты  и студенты факультета –постоянные участники многих международных, республиканских и межвузовских конференций, у многих из них – и публикации за рубежом.

Большое внимание уделяется и отремонтированному, современному зданию общежития студентов истфака, организации их занятий, досуга, отдыха, в т.ч. в летнее время, участию в спортивных мероприятиях и состязаниях ( чему способствует работа обновленного Спорткомплекса НУУз и нового Дворца водного спорта университета).

  Факультет имеет уже многолетние международные связи - сотрудничая с истфако МГУ им. М.В.Ломоносова, Институтом стран Азии и Африки при МГУ, Историко-архивным институтом Российского Гос. Гуманитарного Университета, с Университетом Франкфурта-на-Одере ( и Биллемфельдским университетом (ФРГ), Эксетерским университетом (Англия) и другими. В частности. Учебные планы и программы истфака учитывают опыт и интегрируются с программами ведущих вузов, например, РФ, таких как МГУ и ИАИ РГГУ, в то же время учитывая специфику Узбекистана.

 Особо хочется сказать об направлении «Архивоведение». В Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека (далее НУ Уз.) оно функционирует с сентября 2003г.  Открытие отделения способствует решению одной из важных проблем развития отечественного архивного дела – подготовки высококвалифицированных специалистов  - архивистов. Это особенно важно, так как сегодня в системе государственных архивов республики работают, например,  всего 6 человек, имеющих специальность историк-архивовед (архивист). Из них четыре являются лицами пенсионного возраста. Исследование качества системы делопроизводства и архивного дела показало то, что во многих ведомственных государственных и негосударственных учреждениях наблюдается не всегда достаточный образовательный уровень работников делопроизводственной и текущей архивной службы. Учитывая существующую потребность в специалистах рынка труда правительство республики ежегодно увеличивает прием студентов. Так, если в 2003-2004 учебном году было принято 11, 2004-2005гг. – 16, 2005-2006гг. 17, 2006-2007гг. – 16, то в 2007-2008гг. прием студентов был увеличен до 25. Известно, в профессиональной подготовке специалистов немаловажное значение имеет качество организации учебного процесса, в котором предусматривается преподавание различных общеобразовательных и специальных дисциплин. В связи с чем учебные дисциплины бакалавриата «Архивоведение», как и бакалавриатов «История» «Археология и этнография»,   подразделены на интегрированные курсы, у архивистов это: исторический курс, архивное дело, изыскательный курс и специальные дисциплины. Исторический курс  включает в себя поэтапное изучение как всемирной, так и отечественной истории, вспомогательных исторических дисциплин, которые непосредственно помогают архивисту в работе с историческими источниками. Во втором интегрированном курсе преподаются, например,(история, теория и практика архивного дела, археография (проблемы архивных документов)- как в республике, так и за рубежом. В изыскательный курс включены такие предметы как «История государственных учреждений Средней Азии и Узбекистана», «Основы современного делопроизводства и документационное  обеспечение управления» и другие. Курсы «Методика преподавания исторических и архивоведческих дисциплин», «Архивное право», «Государственные и негосударственные, ведомственные и научно-технические архивы», «Изобразительные и аудиовизуальные материалы как исторические источники», «Староузбекская графика»  входят в состав в раздел специальных дисциплин. В соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности разработаны типовые учебные программы по многим курсам  («История организации архивного дела Средней Азии и Узбекистана и основные архивы Узбекистана»; «История государственных учреждений средней Азии и Узбекистана» ; «Всеобщая история архивов»;    «Археография» ; «Теория и методика архивного дела»; «Основы специальных (вспомогательных) исторических дисциплин» ;   «Методика преподавания исторических и архивоведческих дисциплин»;  «Архивное право»;  «Основы современного делопроизводства и документационное  обеспечение управления», «Государственные, негосударственные, ведомственные и научно-технические архивы»и др.Кроме того, в качестве дополнительного образования в учебный план включены дисциплины по выбору. По ним разработаны рабочие учебные программы, которые ежегодно совершенствуются и дополняются преподавателями, читающими эти курсы - Архивная эвристика, Автоматизированные архивные технологии в архивах, Использование научно-технических документов в исторических исследованиях. В целях улучшения качества, уровня преподавания  к организации учебного процесса и практика привлекаются высококвалифицированные работники государственной архивной службы. 

Конечно, в жизни и работе коллектива истфака ещё немало нерешенных проблем. Но главное – это движение вперёд.