|            
Главная Библиотека Новости Отзывы DL Каталог

 
  Навигация  
  История Нормативные документы Основатели Структура Читатели О нас пишут… Миллий матбуоти Видные деятели Галерея Контакты 2017 год — «Год диалога с народом и интересов человека» Советует методист Интерактивные услуги Выставка новых книг  
 
  Новости  
 
2017-03-30 18:37:10
28 марта 2017 года в медицинском профессиональном колледже города Бекабад Ташкентской области совместно с Министерством высшего и среднего образования Республики Узбекистан, с Домом союза писателей и информационно-библиотечным центром «TURON» согласно распоряжению Президента Республики Узбекистан от 12 января 2017 года “О создании комиссии по развитию системы издания...
2017-03-29 11:25:12
Согласно распоряжению Президента Республики Узбекистан “О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения” 27 марта текущего года в центре электромагнитного приспособления Бухарской области был проведен круглый стол на тему “Китоб-эзгулик сари етаклайди”,...

 
ДИЛОРОМ АМАНУЛЛАЕВА

 

 

ДИЛОРОМ АМАНУЛЛАЕВА

(1959)

 

 

 

 

 

Без ее известных на всю страну произведений академического жанра, и в особенности эстрадного, невозможно сегодня и представить национальную узбекскую музыку. Более того – музыку вообще. По ее собственному признанию, музыку она услышала еще задолго до своего появления на свет. Родившаяся в семье профессиональных музыкантов (насквозь «пропитанной» музыкой!), вряд ли юная дива, в чьих жилах струились страстные музыкальные волны, могла свернуть с пути, уготованного ей судьбой. Да и собравшиеся в ее гостеприимном доме знаменитости, где с утра и до вечера, наряду с завораживающими мелодиями бессмертной мировой классики, звучали и шедевры современного исполнительства, восхищаясь блестящими музыкально-вокальными данными девочки, в один голос пророчили: быть ей звездой Востока непременно!

Наш сегодняшний рассказ – об умном и талантливом человеке, потрясающей женщине, члене Союза композиторов, заслуженном работнике культуры республики, удостоенном ордена «Дустлик», ведущем отечественном композиторе, чье творческое амплуа разносторонне до уникальности, строгом и требовательном руководителе кафедры эстрадного пения Государственной консерватории Узбекистана Дилором Давроновне Амануллаевой.

И не мудрено, что творческая биография этой пылкой, как сама Музыка, натуры не вмещается в стандартные рамки – она многогранна, сложна и интересна. Любимая внучка одного из первых артистов Театра музыкальной драмы Мухаммаджона Халмухамедова, дочь известной актрисы того же театра Санъатхон Халмухамедовой и высокопрофессионального специалиста по научно-методической работе в сфере эстетического воспитания детей Дарвина Амануллаева, Дилором уже в свои “младенческие” пять лет стала серьезно заниматься в музыкальной школе имени В.А.Успенского, выбрав стезю пианистки. Но, видимо, желание «объять необъятное» в безбрежном океане музыки было настолько велико, что позднее одаренная ученица параллельно начала брать уроки по композиции у небезызвестного профессора Ташкентской консерватории Бориса Зейдмана. Да и многие ли сегодня могут похвастать тем, что некогда учились у таких потрясающих композиторов и личностей, включая Тулкуна Курбанова и Румиля Вильданова! А разве не может не вызвать чувство умиления и гордости то, что Дилором с ранних лет выпала честь «вживую» общаться с поистине легендарными людьми эпохи – Тамарой Ханум, Мукаррам Тургунбаевой, Муталем Бурхановым, Халимой Насыровой, Сулейманом Юдаковым, Манасом Левиевым и многими другими?!

Первое свое «ударное» произведение (оркестровое!) Дилором «выдала» еще в 16-летнем возрасте. «Сюита для струнных, ударных и фортепьяно» в пяти частях, исполненная Государственным симфоническим оркестром под управлением Захида Хакназарова, вызвала самый настоящий триумф в мире отечественной музыки. «Вундеркинд» Амануллаева, как ее тогда называли, окончательно покорила всех, собственноручно исполнив партию фортепиано.

До сих пор помнят педагоги консерватории силу и мощь написанных рукой их талантливой студентки произведений. Циклы для фортепиано «Самаркандские картины», «Детский альбом», сонаты, чарующие романсы на стихи узбекских поэтов, два квартета для струнных инструментов, камерная симфония… И не менее трогательная дипломная работа «Симфония №1», вызвавшая бурю эмоций в благодарных сердцах наставников. Затем полное творческих экспериментов время работы в качестве педагога Гулистанского училища искусств, аспирантура по композиции. Можно предположить, что побудительным мотивом для последней стал и Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проводимый в Москве. Тогда, в 1985-м, пленительная музыка Востока, автором которой является молодая женщина-композитор, трепетно прозвучала с престижных трибун высокого международного форума.

Написанные композитором в период ее учебы в аспирантуре два крупных произведения – «Симфония №2» и «Концерт для фортепиано с оркестром», можно сказать, завершили первый плодотворный этап творчества музыканта, куда вошли произведения, относящиеся преимущественно к академическому жанру. Еще одно крупное произведение – «Симфонию №3» в 5 частях (впервые для хора «а-капелла»: раньше подобного произведения не было вообще!) Амануллаева напишет позднее – в 2002 году.

- Девяностые годы стали в моем творчестве своего рода поворотным моментом, - вспоминает Дилором Давроновна. – С этого времени я полностью вошла в жанр эстрадной музыки, и на сегодняшний день – могу констатировать это с гордостью! – у меня 200 песен.

Ее душевные, поистине трогающие душу каждого, вне зависимости от возраста, лирические песни, написанные на слова известных поэтов современности (а начинала она с классических строк Нодиры и Навои), таких, как У. Азим, Н. Нарзуллаев, П. Мумин, М. Мирзо, М. Омон, З. Муъминова, С. Туйчиева, Б. Бобомурад и И. Жиянов, сегодня уже практически стали шлягерами.

Помните нежный мелодичный голос Кумуш Раззаковой, когда она исполняла несравненные по своей силе воздействия «Емгир егди», «Мен сени бермайман», «Саратон», «Сиз еккансиз менга»? Написанные на стихи Усмана Азима, они в одночасье побили все «рекорды», заняв верхние строчки престижных хит-парадов. И, как признается сама композитор, именно эти песни и познакомили ее со своим народом. Это знакомство далее переросло в искреннюю привязанность и взаимную любовь, когда Дилором Давроновна стала бессменным лауреатом судьбоносного для нее конкурса «Узбекистан – Ватаним меним», который проводится на протяжении вот уже 10 лет.

Многие ли знают о том, что Дилором Амануллаева – автор целых 7 гимнов? «Триумфальное шествие» ее первого гимна на пяти языках началось в Самарканде на состоявшемся впервые в 1997 году международном фестивале «Шарк тароналари», где за оригинальность музыки и огромный вклад в проведение на достойном уровне мероприятия мирового уровня композитор Амануллаева была удостоена высокой правительственной награды. Кстати, на фарси гимн блестяще исполнила сама автор, поразив слушательскую аудиторию еще одной гранью своего таланта. Потом был гимн, посвященный Академии государственного и общественного строительства при Президенте РУз. Гимны в честь «рождения» Национального театра, Интернационального культурного центра, нашей родной и любимой всеми столицы. Есть даже спортивный гимн… Пропев своим красивым и сильным голосом за роялем куплет из «Гимна Ташкенту», композитор мне помогла вспомнить: да ведь мы ежедневно слышим его «позывные» по каналу TTV! Еще одно апофеозное произведение ведущего композитора страны – гимн состоявшегося нынешней весной республиканского конкурса «Тасанно» - результат совместной работы с замечательным поэтом Нормурадом Нарзуллаевым. Помню, как радовался он (места наши оказались рядом), сидя в вип-ложе Большого театра, каждому выступлению и, сияя всем лицом, говорил: «Браво, ребята!» Жаль, что так и не успел признанный мастер поэтических строк, недавно ушедший из жизни, увидеть «экзаменацию» торжественного финала к празднику «Мустакиллик» в городе Бухаре. Трудно сказать, каким бы он предстал перед зрительско-слушательской аудиторией, не будь этого удачного творческого союза, проверенного временем.

- У Дилором Давроновны поистине оптимистическая, солнечно-жизнерадостная музыка, - рассказывает ведущая солистка ГАБТа имени А.Навои, старший преподаватель кафедры эстрадного исполнительства ГКУ Мавлюда Оринбаева. – Ей к лицу и «лидерские перчатки»: с ее приходом не только «оздоровилась» творческая атмосфера на кафедре, но и вся деятельность была «заактивирована» с учетом международных требований. Кафедра новая, до этого здесь не было ни учебных планов, ни программ – теперь же у нас высокая планка. В этой хрупкой женщине, без ложной скромности, - редкий дар огромного человеколюбия, научного деятеля и художника-творца.

Под руководством доцента Амануллаевой на кафедре сегодня трудится на новый лад более 40 педагогов и 150 студентов. И многие из этих имен  хорошо известны почитателям их таланта. Ну, судите сами: Юнус Тураев, Насиба Абдуллаева, Алишер Икрамов, Шарофат Саидова, Казим Каюмов, Мавлюда Оринбаева, Павел Борисов – целый «звездопад» знаменитых артистов! А каковы их подопечные? Это также признанные лауреаты республиканских и международных конкурсов и фестивалей, бессменные участники всех праздничных мероприятий, проводимых в республике, любимцы публики Севара Назархан, Оксана Нечитайло (Согдиана), Айсель Балич, Замира Арипова, Лола Ахмедова, Хулькар Абдуллаева, Диана Зиятдинова, Хуршид Иногамов, Лиля Фатхуллина, Дильноза Исмияминова и другие. Дилором Давроновна очень гордится своей большой «звездной» семейкой и готова всегда «потворствовать» (в хорошем смысле!) суперталантливой молодежи. К слову сказать, несравненную Согдиану она еще “вела” в школе Успенского, когда работала завотделом композиции.

…Хорошая музыка (песня), как и любой товар, на рынке шоу-бизнеса ныне дорогого стоит. Как и любая востребованная вещь, она имеет свою цену и брэнд. Это - работа, и она должна быть оплачена. И, учитывая, что за одну только «хит-песенку» иные авторы в среднем могут «заломить» порой гонорары в 800-1500 у., даешься диву, как долгое время композитор уже с «громким» именем могла бесплатно раздавать налево и направо результаты своего бесценного труда. Впрочем, и сегодня у нее не слишком хорошо получается «вытащить» свои честно заработанные деньги. Но… Видимо, это и есть ее суть - Творца, а не прагматика...

 

Феруза ХАШИМХАНОВА.

«Зеркало XXI» 20 Июль 2006

 

«Мне часто кажется, что музыку я услышала задолго до своего рождения, и тогда уже мое сердце принадлежало ей безраздельно, иначе как объяснить словами, что жизнь моя — это вся музыка мира, которая звучит во мне...» Так она говорит, так думает, так живет.

Она удивительный человек: собран­ная, волевая, целеустремленная. От природы наделенная большим ярким талантом и исключительной работос­пособностью, она поражает стремле­нием во всем дойти до сути. И в то же время все выдает в ней женщину — капризную, тонко чувствующую фаль­шивую ноту, своенравную в своих при­страстиях и привычках поэтически со­средоточенную, чутко прислушиваю­щуюся к своему внутреннему миру, готовая в любую минуту унестись в вихре вдохновения в иные, только ей одной открытые, миры.

Сегодня наша встреча — с заслу­женным работником культуры Узбекистана, удостоенным ордена «Дустлик», ведущим композитором нашей стра­ны, руководителем кафедры эстрадно­го пения Государственной консерва­тории Узбекистана Дилором АМАНУЛЛАЕВОЙ.

Дилором, как вы чувствуете себя в новом качестве? Насколько
мне известно, вы не планировали заниматься педагогической деятельностью...

Видимо, пришло мое время для работы в консерватории, наверное, я здесь сегодня нужна. Ведь не мы, а нас выбирает время. Хотя, признаться, до­ вольно тяжело вести кафедру начиная все с нуля.

Ну кому, как не вам? Я помню время, когда вы мечтали об открытии такой кафедры...

Да, и очень рада этому. Такая ка­федра сегодня просто необходима. Эстрада должна быть профессиональной, и этот вид искусства также нуждается в развитии и совершенствовании. Пре­имущество песни в том, что это самый массовый жанр искусства, и потому ей принадлежит исключительно важная воспитательная роль. Наши песни дол­жны в первую очередь пропагандиро­вать духовные и нравственные ценно­сти, любовь к Родине, позитивное от­ношение к труду. Песня способна ока­зать очень сильное влияние на челове­ка — она может вдохновить, мобилизо­вать, вызвать слезы, обрадовать.

Несмотря на то, что вы автор симфоний, концертов, для многих ваш цикл эстрадных песен, испол­ненных Кумуш Раззаковой, навсегда останется в сердцах миллионов покоренных слушателей. Ваш творческий союз поистине стал звездым...

Песня — это маленький спек­такль, отражающий посредством музыки драматургию лирического произведения. Работая над песней, я огромное значение придаю поэзии. Труд­но переоценить и роль исполнителя, от него очень многое зависит. А тогда... Тогда, видимо, так звезды сошлись...

Кто работает на кафедре эстрадного пения?

Очень интересные люди. Заслу­женный артист Узбекистана Юнус Тураев, первопроходец в эстраде, спод­вижник Батыра Закирова. Насиба Абдуллаева, Казим Каюмов, Алишер Икрамов, Павел Борисов, Мавлюда Уринбаева, Шарофат Саидова...

А что касается ваших воспи­танников?

О, здесь занимается суперталантливая молодежь! Севара Назархан, Оксана Нечитайло, Лола Ахмедова, Диана Зиатдинова, Замира Арипова, Лиля Фатхуллина, Хулькар Абдуллаева, Айсель Баличеева, Дильноза Исмияминова... Все они — лауреаты республиканских и международных кон­курсов, участники всех праздничных концертов, фестивалей, дают и сольные выступления.

Наверное, работа в консерватории поглощает практически все ваше время, не оставляя места для творчества?

Я всегда считала, что люди, за­нимающиеся творчеством, должны быть свободными. Они не должны находиться в зависимости от своей зарплаты, магазинов, базаров, комму­нальных услуг... Однако в жизни та­кое редко бывает. Нехватка времени ограничивает наши возможности, но не лишает нас фантазии, мечты, вдох­новения. Я очень хочу писать музыку, хочу написать балет, оперу, симфонию, и думаю, что для этого тоже придет свое время.

Давайте разберемся с вдохновением. Ведь если его нет, как можно творить?

Вдохновение — это то, что нис­послано свыше, но его иногда приходится очень долго ждать. В какой-то степени сродни этому удивительному ощущению экстремальная ситуация, когда за два дня надо написать музы­кальное произведение. Есть вдохнове­ние или его нет, а написать надо. И ничего здесь не поделаешь. Садись и пиши. И ведь довольно удачные вещи получаются. Думаю так: вдохновение—это 90 процентов профессионализма и 10 процентов творческого настроя.

А что может впечатлить творческого человека?

Да что угодно. Дождь, снег, сон, интересная встреча. Как-то в ненастный осенний вечер, глядя на облетаю­щие с деревьев листья, неожиданно для самой себя написала песню, хоти­те исполню?..

А запели вы тоже неожиданно для самой себя?

Представьте себе! Сама удиви­лась своей смелости. Это было в 1997 году, когда на площади Регистан в ис­полнении ведущих артистов нашей страны должен был прозвучать гимн, возвещающий о торжественном откры­тии Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари».

Напомним читателям, что ав­тор гимна — Дилором Амануллаева.

Знаете, довольно сложно писать музыку для таких особо торжественных мероприятий. Все время испыты­ваешь недовольство собой, кажется, что можно сделать лучше, лучше, луч­ше... Я работала два месяца. На одной из последних репетиций что-то не получалось у Мансура Ташматова, и вышедший из терпения звукорежиссер заставил меня встать к микрофону. Так я запела.

Здорово! Однако вернемся к впечатлениям. Что заставило ваше сердце биться сильнее? Что по-на­стоящему вас взволновало, пора­зило, потрясло?

Море. Я никогда его не видела раньше. Несколько лет назад удалось съездить в Турцию. И вот совершенно другой мир, природа, звуки наполни­ли меня такими яркими впечатлени­ями, что музыка, о которой я мечтала, полилась сама собой. Мне удалось най­ти принципиально новый ключ к ис­пользованию стихов Надиры. Я мучи­лась над этим пять лет! Я почувствова­ла, что душа моя, окрыленная откры­тием, обретает целостное очертание. Это трудно объяснить словами, но че­ловек не должен ощущать себя напо­ловину, а только целиком. И тогда ис­чезает надломленность, внутренняя боль, и тогда он начинает безраздель­но принадлежать самому себе.

Что для вас творческий про­цесс?

Это самые счастливые минуты жизни. Словно находишься в другом измерении, словно паришь над собой — мелочной, суетной, «измученной
нарзаном».

Вы родом из музыкальной се­мьи...

Да, в нашей семье все были му­зыкантами. В пять лет и меня отдали в школу имени Успенского, а с двенадцати лет я начала заниматься композицией. Мне очень повезло—у меня были великолепные преподаватели, я училась у знаменитых композиторов Бориса Зейдмана, Румиля Вильданова, Тулкуна Курбанова. В нашем доме всегда звучала музыка, приходили го­сти, играли на национальных инстру­ментах, пели, танцевали, делились творческими планами. Я знала Тама­ру Ханум, Халиму Насырову, Муккарам Тургунбаеву, Пулата Рахимова, Муталя Бурханова, Сулеймана Юдакова, Манас Левиева, Дони Закирова, Наби Хасанова. Я тоже выступала перед ними, и они мне апплодировали, же­лали счастья, воссылали за меня мо­литвы Всевышнему.

        Видимо, пожелания шли от чистого сердца, потому и были услышаны...

—Да, многое сбылось. Композитор­ская работа требует усидчивости, большого кропотливого труда, неистощи­мого терпения. Считаю, что даже человек крупного дарования состоит из пяти процентов таланта, а все остальное — это труд, поиск, учеба, самосо­вершенствование.

Насколько мне известно, вы очень дисциплинированный и обязательный человек. Обычно про таких говорят — никогда не подве­дет. Это действительно так?

Что касается работы, дела — ни когда не подведу. А вот на вечеринку, даже если сильно приглашать будут, не пойду, если не захочу. Вообще, честно говоря, не люблю шумных ком­паний, случайных людей, пустопорож­них разговоров.

А что вы любите?

Все, кроме жары. Меня поражает красота природы, животный мир. Я восхищаюсь интересными людьми. Люблю загадки. Знаю, что есть справедливость и что не бывает худа без добра.

А как относитесь к своим не­ удачам?

—Философски. Преодолевать труд­ности, значит—развиваться, постигать что-то новое, выходить на иной уро­вень образа мысли.

А мысль, как известно, мате­риальна. Как переживаете трудно­сти объективные?

Молча. Стараюсь никогда не па­дать духом, а отыскать светлую сторону проблемы и покрепче за нее заце­питься. И это обязательно спасет. Постоянно работаю над собой. Учусь про­щать. Мне это очень помогает. Думаю, в этой жизни надо быть терпеливой...

Много читаете?

Да, в основном меня занимает ду­ховная литература, которая отвечает на многие вопросы.

Любите одиночество?

В меру. Но бывают моменты, ког­да человеку просто необходимо побыть одному, подумать, сконцентрировать­ся на себе, прислушаться к своему внутреннему голосу.

Верите в приметы?

В некоторые, как и всякий нор­мальный человек. Жалую стрекоз, бабочек — они приносят удачу, симпа­тизирую собакам. Интересуюсь знака­ми, движением планет. Но черных котов и пустые ведра игнорирую.

Насколько мне известно, вы — человек порядка...

Да, никаких засоров, неисправ­ных труб, незакрывающихся кранов. Квартира должна быть чистой, тапоч­ки — новые, ванна — ослепительно
белой. А совесть — спокойной.

Как вы понимаете любовь между мужчиной и женщиной?

Мой близкий человек должен быть прежде всего мне близок по духу. Он должен быть моим другом, моей вто­рой половиной, на которого я могла бы положиться так же, как на себя.

А какой в вашем представлении должна быть женщина?

Думаю, очень трудно быть настоя­щей женщиной, уметь сочетать в себе все те лучшие качества, которые прису­щи прекрасной половине человечества. Это как талант. Либо он есть, либо его нет. Но стремиться к высоким идеалам не заказано никому. Одно только сопри­косновение с прекрасным образом спо­собно облагородить, преобразить, на­полнить жизнь новым содержанием.

Что, на ваш взгляд, самое главное в жизни?

Заботиться о своей душе. Делать добро — себе и людям. К хорошему всегда притягивается хорошее. Оста­ется только — не переоценить себя.

Что, помимо музыки, внуша­ет вам серьезный интерес?

Рисование. Мечтаю научиться рисовать.

А какие подарки любите?

Те, которые подарены с любо­вью.

И на прощание — ваши поже­лания читателям нашей газеты...

Счастья, любви, благополучия!

 

Ольга КАЛИНИНА.

«Народное слова» №44 от 4 марта 2006 г.

Логин:
Пароль:
Регистрация
 
  Поиск  
 
Наименование:
Автор:
Категория:



 
All rights reserved. turonlib.uz